Фильм «Страх»

Оригинальное название: Dread
Год выпуска: 2009

Трое студентов, по предложению одного из них, работают над учебным проектом по изучению человеческих страхов. Вот только инициатор проекта решает перейти от бесконечных интервью к экспериментам.

Страх (Dread, 2009)
Режиссер: Энтони ДиБлейси
В ролях: Джексон Рэтбоун, Ханне Стин, Лаура Доннелли, Джонатан Ридвин, Шон Эванс

  • Продолжительность: 90 минут
  • Премьера: 14 июля 2009, Канада (на кинофестивале Fantasia в Монреале)
  • Премьера в России: театрального проката не было
  • Релиз на dvd: официально не издавался

Мнение №1

Экранизация одноименного рассказа Баркера, входившего в знаменитые «Книги Крови». Похоже, это серьезная заявка на звание худшей экранизации Баркера в истории кино. Вопреки распространенному заблуждению, сам Клайв не имеет отношения к сценарию и в титрах оказался только как автор оригинального рассказа.

У Баркера история структурно была довольно простой: есть человек, одержимый темой страха и заставляющий подопытных людей встретиться с тем, чего они бояться больше всего. По стечению обстоятельств, в результате одного из экспериментов, он вынужден столкнуться со своим собственным худшим кошмаров во плоти… Три основных героя, латентный любовный треугольник, четко прописанная и драматургически выверенная линия повествования.

Здесь же героев стало гораздо больше, отношения между ними усложнились — но это совершенно не работает на историю, фильм просто скучен. Еще Оккам призывал «не умножать сущностей сверх необходимого». К тому же, Куэйд, инициатор эксперимента, в рассказе был действительно честным ученым, экспериментатором, пусть его методы и были слишком радикальны. В фильме он изначально предстает психом и отморозком, а в конце фильма — таки вовсе маньяком. Разница между Куэйдом рассказа и Куэйдом фильма примерно такая же как между Джоном Крамером из первого фильма «Пила» и продолжателями его дела из сиквелов — той же Амандой.

Впрочем, мое резко отрицательное мнение об этом фильме разделяют не все. Тем паче, что молодые актеры действительно сыграли неплохо, вся вина за провал, на мой взгляд, на сценаристе и режиссере. Эпизод с экспериментом над Шерил, к примеру, достаточно точно следующий оригинальному тексту — великолепен и по игре, и по атмосфере.

Василий Рузаков

Мнение №2

Энтони ДиБласи – режиссер-дебютант. Новичок? Никак нет: последние фильмы по произведениям Клайва Баркера снимали под его продюсерским надзором. Отследив его фильмографию, можно заметить, что все фильмы, в создании которых он принимал участие, были связаны с автором «Восставшего из ада». Последние два года увидели целых три экранизации рассказов из «Книг крови» Баркера, о которых до сих пор помнят, о которых до сих пор отзываются с восторгом. «Полуночный поезд с мясом» получился просто на славу! Фильм «Книга крови» можно назвать довольно успешной кинолентой: пускай о кассовых сборах говорить не приходится, создатели очень аккуратно и творчески обошлись с рассказами-первоисточниками. Что же нас ждет под номером «3»?

Рассказ, первый в сборнике «Книга крови II», занимает 48 страниц и является нетипичным представителем прозы Баркера – здесь нас не ждет ничего сверхъестественного. Вместо чудовища в физическом воплощении мы встречается с чудовищем внутренним, нематериальным – главным героем рассказа является не источник страха, а сам страх.

Что же такое страх? Главный герой фильма, Куэйд, пытается найти ответ на этот вопрос, «заглянув в глаза зверю», став с ним лицом к лицу. Вместе со Стивеном, студентом философского факультета и его подругой, занимающейся киномонтажом, он решает произвести настоящее исследование, уговорив товарища взять темой работы страх. Никто из молодых людей не способен предугадать, чем все это закончится.

К слову сказать, и читатель, знакомый с рассказом, тоже – Энтони ДиБласи обошелся с материалом Баркера с одной стороны, очень бережно, приложив максимум усилий для того, чтобы передать суть произведения, а с другой – очень творчески: сюжет изменен очень сильно, что, безусловно, пошло на пользу «смотрибельности», спектр героев расширен, исследование страха модифицировано – Куэйд делает крюк, прежде чем добраться до того, что описано в рассказе. Фильм насыщен красивыми кадрами, хорошей музыкой и симпатичными героями в исполнении харизматичных молодых актеров, среди которых особо запоминается ливерпулец Шон Эванс, земляк Баркера, исполнитель роли Куэйда.

По своей сути не являясь ужастиком, «Страх», как и «Семь», сравнения с которым, как и с «Пилой», ему не избежать, действует на зрителя именно как фильм ужасов: подобно Куэйду, он заставляет зрителя если не «посмотреть в лицо зверю», то, по крайней мере, вспомнить о своем страхе и задуматься над его природой. Главный «злодей» фильма, он же, в своем роде, и главная жертва, пытается открыть глаза другим героям, обратить их внимание на подсознательные путы, которыми они же сами и связывают себя, и путем их освобождения освободить и себя самого. К сожалению, эта свобода требует слишком уж высокую плату и к концу истории, как часто бывает в произведениях Баркера, герои добираются, то сильно изменившимися, модифицированным, а некоторые добираются чуть ли не в виде фарша.

Фильм ДиБласи – не первая попытка визуализировать рассказ Баркера. До этого у лиц любознательных и сведущих была возможность ознакомиться с комиксовой версией этой истории и картинами Джона Болтона, который, используя свой фирменный стиль, своеобразно передал сюжеты рассказов. Не уступая предыдущим воплощениям в артистической стороне, «Страх» ДиБласи наполняет рассказ иными красками, с большим мастерством используя возможности избранного им вида искусства.

Как и в случае «Книги крови» и «Полуночного поезда с мясом», «Страху» не видать широкого проката – парочка фестивальных показов и DVD. Грустно, что подобные, столь оригинальные фильмы приносят своим создателям минимальную прибыль. Если вообще приносят. В случае «Страха» ситуация выглядит вообще сумрачно: едва выскочив на DVD в Нидерландах – выход состоялся 3 ноября – фильм сразу же появился в сети на многих пиратских торрент-треккерах. Ясное дело, рядовой зритель скачает фильм, посмотрит, да и через некоторое время удалит к чертям собачим. Грустно это. Призываю же вас, сознательных поклонников жанрового кино – если фильм вам понравится, если у нас его купить будет невозможно ввиду торможения издателей официальных DVD, закажите себе лицензию. Создателей таких фильмов следует если не поощрять, то хоть как-то приободрять. Иначе не видать нам хорошего жанрового кино! *стучу по дереву и плюю через плече*

Впервые опубликовано в журнале «Тьма»

Крикун Сергей